Учимся работать в условиях ФГОС-ов
Современная жизнь предъявляет человеку жесткие требования – высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) все настойчивее входят в современную школу, где учителя, учащиеся, родители – непосредственные участники важного для жизни школы события.
Для ребенка урок - это большая часть его детской жизни, и часть этой жизни не должна омрачаться серым уроком, который "поется под одну и ту же мелодию", только слова другие изо дня в день. Перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, стремления у учеников к получению знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.
Наша школа, как и все школы России, перешла к реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 5 классе с 1 сентября 2015 года.
Предыдущий 2014 - 2015 учебный год был направлен на изучение нормативных документов, разработку рабочих программ по предметам.
В школе была создана рабочая группа, которая разрабатывала систему оценивания деятельности учащихся, все учителя нашей школы прошли курсы повышения квалификации для работы в условиях новых стандартов.
Над разработкой рабочей программы мы начали работать еще в мае прошлого года, возникали вопросы о реализации требований к предметным, метапредметным и личностным результатам.
Передо мной, как и перед другими учителями, не раз вставал вопрос «Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации?»
Реализация деяте льностного подхода на уроке заставляет меня перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Не всегда, конечно, получается, но если в светлых головах наших воспитанников мы пробуждаем те импульсы, которые вызывают интерес к знаниям, кажется, не так все сложно. Вместе с детьми радуюсь успехам, пусть даже незначительным.
Я вижу, что такое изменение в образовании действительно готовит человека к взрослой жизни и нам стоит доверять им самим делать открытия для себя, лишь наблюдая со стороны и корректируя ошибки. Легче работать с детьми, которые уже обучались по системе ФГОС. Учителя начальной школы практически отработали новый подход в обучении, поэтому охотно делятся с нами своим опытом.
Трудности возникают с детьми, которые не готовы выполнять требования новых стандартов: работать в группах, самостоятельно извлекать информацию из учебных текстов, давать реальную самооценку учебной деятельности.
Изучив методическую литературу, выделила шесть основных этапов современного урока русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
- мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
- целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
- осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
- коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
- взаимопроверка, взаимоконтроль;
- рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Все этапы использую при составлении технологической карты урока. Определенную трудность для учителя представляют составление листов достижений, оценочных листов. Но, я думаю, что эти трудности временные.
Для того, чтобы соблюдать требования к уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС, должен быть хорошо оборудован кабинет учителя, урок должен быть проблемным и развивающим, важно правильно направить учеников на сотрудничество, организовать проблемные и поисковые ситуации, использовать ИКТ, в центре внимания урока должны быть дети.
Нам, учителям, не следует забывать слова В. А. Сухомлинского:
" Успех в труде - это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится." Именно урок, его организация, работа с детьми позволяет управлять их деятельностью, так чтобы каждый ощутил силу успеха. Обучение для учеников должно быть интересным и эффективным, а общение - полезным и радостным. Учитель учит детей, а человеческая судьба- механизм, который кем-то заведен и пущен. Хочется отыскать «руку» и «ключик», которым он заведен. Если рука добрая, неторопливая- гарантия бессрочная, а если злая и равнодушная - сплошные поломки, ремонты. Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам , предоставляет почву для новых идей и творческих находок. Урок- это педагогическое произведение, главное знать на какой «рычаг» нажать, чтобы добиться желаемого результата.
Моя главная задача помимо тех, что прописаны в любых учебных планах, в любых программах по русскому языку и литературе, это сохранение культуры слова. И в какую бы сторону ни повернули нас образовательные стандарты, эта задача остается неизменной.
Цветцых Елена Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ ТСШ-И |