Истоки рождения нашей школы уходят в далекое начало семидесятых лет.
Первое сентября 1970 года можно считать днем рождения нынешней школы, которая тогда называлась «Туринская восьмилетняя школа-интернат». Она была открыта для детей оленеводов, охотников, рыбаков, проживающих в отдаленных северных поселках Эвенкийского национального округа, где имелись только начальные школы. Решением Исполнительного комитета Эвенкийского окружного Совета депутатов трудящихся за № 49 от 9 июня 1972 года восьмилетняя школа реорганизовано в среднюю школу - интернат.
Истоки рождения школы следует искать не в дате закладки нового здания или присвоения ей того или иного статуса, а в зарождении основных принципов её будущей деятельности в голове конкретного человека - её руководителя. Таким человеком стал Савин Михаил Семенович, первый директор школы - интерната. Участник Великой Отечественной войны, награжденный орденами и медалями, он был требовательный и к себе, и к окружающим. Ему пришлось решать труднейшую задачу - подготовка школы к приему учащихся. Это и оснащение учреждения учебным оборудованием, мебелью, учебно - методической литературой. Необходимо было создать условия не только для учебно - воспитательного процесса, но, не менее важно, и для проживания детей.
Михаил Семенович понимал, что все эти задачи он может решить только вместе со всем коллективом. Поэтому особое внимание уделял формированию стабильного педагогического коллектива. И до сегодняшних дней наша школа отличается этой стабильностью. Учительский коллектив 1970 года:
1. Савин М.С. - директор школы и учитель истории;
2. Захарова Р.В. - завуч школы, учитель физики;
3. Корчагина Л.А. - завуч школы, учитель иностранного языка;
4. Салаткина Н.В. - учитель русского языка;
5. Ильина В.Х. - учитель русского языка;
6. Иванова A.M. - учитель истории;
7. Ярославцева Л.М. - учитель математики;
8. Ибрагимова Н.И. - учитель математики;
9. Иванова Т.И. - учитель биологии;
10. Красникова Л.И. - учитель химии;
11. Ушатова Н.В. - учитель географии;
12. Пикунов Р.И. - учитель черчения и ИЗО;
13. Баранцев СЕ. - учитель физкультуры;
14. Трошева Ю.Т. - учитель труда;
15. Дресвянский В.К. - учитель труда и автодела;
16. Биланин Н.Н. - учитель музыки;
17. Демещик Ю.И. -пионервожатая;
18. Пикунова З.Н. - старший воспитатель.
По воспоминанию первых выпускников школы - интерната, учком и комитет комсомола проявляли творческую инициативу в вопросах укрепления дисциплины, повышения качества знаний учащихся, в организации воскресников по благоустройству школы и двора. Большое значение придавалось сохранности школьного имущества. Много труда было вложено в изготовление пособий, так как их почти не было. Оборудовались физический и химический кабинеты. В первые же годы в школе -интернате были организованы кружки и спортивные секции: танцевальный, вокально - инструментальный, школьный хор, духовой оркестр, кружок кройки и шитья, секции дзюдо, гимнастики, спортивных игр. Заработал школьный радиоузел.
Энтузиастом своего дела был учитель музыки Биланин Н.Н. Увлеченный эвенкийским народным творчеством, он заразил этим интересом и коллег, и воспитанников. Наша была единственная школа в округе, где долгие годы существовал Эвенкийский вокально - танцевальный ансамбль «Осикта», который исполнял эвенкийские народные песни, авторские песни на эвенкийском языке, сопровождая национальными танцами. Николай Николаевич был автором музыки многих песен на стихи национальных поэтов Николая Оёгира и А. Немтушкина.
В 1990 году в Красноярском книжном издательстве вышел сборник песен Н. Биланина из репертуара Эвенкийского детского фольклорного ансамбля «Осикта», «Песни над Тунгусской». Ансамбль «Осикта» не раз выступал на сценах Красноярска, Новосибирска. Осенью 1990 года побывал в Приморье как участник Всесоюзного конкурса детского творчества. Как бессменный участник различных смотров - конкурсов школьных самодеятельных коллективов, стал лауреатом Красноярского края, награжден дипломами Союза композиторов СССР, Министерства народного образования РСФСР, Всероссийского хорового общества.
В первые годы существования школы сформировалась общая концепция её дальнейшего развития. Лучшие традиции сегодняшней школы закладывались именно тогда. С первых дней у педколлектива главное правило: мы не только школа, мы еще и дом для детей, проживающих в интернате. Нам доверили их, на нас надеются родители. Это главное, чем руководствуется педколлектив в своей работе.
История школы - это история страны со всеми её трудностями и достижениями. Поэтому за годы своей истории мы пережили все, что пережила страна. Но самое главное - в школе был сформирован коллектив единомышленников. Некоторые из тех, кто начинал в первые года существования школы, продолжают работать в школе и сегодня. Это Волков Виктор Алексеевич, Заслуженный учитель РФ, учитель физической культуры; Малиновская Руфина Антоновна - учитель русского языка и литературы; Супряга Эльвира Ивановна - учитель биологии. Чуть позже, сразу после окончания институтов, начали свою педагогическую деятельность Петрова Татьяна Ивановна - учитель русского языка и литературы, Румянцева Людмила Антоновна - учитель русского языка и литературы, завуч по УВР.
Первый выпуск состоялся в 1974 году. Выпускников было 45 человек. Среди первых выпускников того времени: Амосов Анатолий Егорович, кандидат экономических наук; Александрова (Христофорова) Екатерина Христофоровна, Амосова (Тихомирова) Вера Павловна, Маймага Геннадий Николаевич, Семисынов Владимир Ильич, Султанова (Увачан) Галина Валентиновна, Колпакова (Габдулхаева) Татьяна Николаевна. Эти имена достаточно известны в Эвенкии.
Из воспоминаний о школьных годах выпускницы 1974 года Александровой (Христофоровой) Екатерины Христофоровн: « Несмотря на то, что мы все были из разных поселков, как-то сразу сдружились. Жизнь была ключом. Скучать не приходилось. Школа была для нас не только местом, где мы учились, больше помниться послеурочная жизнь. Не было ни минуты свободной. Постоянно готовились к различным концертам, соревнованиям. Учить нас было трудно. Мы же были с разным уровнем подготовки. Учителя стали для нас первооткрывателями нашего осознания жизненных ценностей страны, семьи, школы, друзей.
Утекает детство, как вода
Утекает детство, но в наследство
Остается людям песня детства,
Память остается навсегда.
То, что утекает, не вернется,
От него лишь подвиг остается,
Память остается навека.»
Приходили и уходили новые директора (по разным причинам с 1974 г. по 2007 года сменилось шестнадцать директоров). Многие из них проработали в школе от 1 до 3 лет. Но благодаря бессменности основного состава, продолжались лучшие традиции школы.
Яркий след в истории школы-интерната оставил Елфимов А.В., работавший директором с 1977 года по 1982 год. Была значительно укреплена материальная база школы. Улучшена организация быта и жизни воспитанников, налажена работа с молодыми педагогами, обновлены технические средства обучения. А самое главное -была сделана пристройка к школе, где разместился просторный спортивный зал, теплый переход между учебным и спальным корпусами в кирпичном исполнении. Человек очень энергичный, заставил всю школу жить в таком же энергичном темпе. В 1987 году школу возглавляла Семенова Г.Ф. Уделяя особое внимание повышению профессионального мастерства учителей, умела заразить окружающих творчеством. В школе был начат эксперимент по художественно - эстетическому образованию. Школа была включена Министерством образования в список экспериментальных площадок. Учащиеся нашей школы были участниками конкурсов рисунков самых разных уровней: от районных до международных. Были среди них и дипломанты. Восемь лет возглавляла школу Карачакова Светлана Ивановна. На её годы руководства выпало самое страшное - пожар школы. Мы лишились учебного корпуса. Три года жили и учились в жуткой тесноте. Но коллектив и дети стойко выдержали эти испытания. Никто из педагогов не уволился, детей тоже не растеряли. Была выстроена новая школа, которая значительно больше сгоревшей. Обживать новую школу - дело хлопотное, хотя и приятное. Главный принцип школы - интерната остается прежним - сделать её школой для детей. В отношениях с учениками утверждались принципы самоуправления, гласности, сочетания индивидуальной и коллективной работы, обеспечивалось разнообразие видов деятельности: умственный и физический труд, игры, общественная деятельность.
1990 г. - трудное время в истории страны и российской школы, но наша школа устояла от соблазнов ярких и невсегда оправданных нововведений: она сумела достичь определенных успехов в очень разумном сочетании лучших традиций первых лет её организации, времени молодости и развития школы, с поисками и внедрением эффективных форм и методов обучения и воспитания учащихся в изменяющихся социально - экономических условиях. После кратковременного для нас периода поиска во время разрушения всей советской системы и её идеалов педагогический коллектив школы определил для себя основополагающую идею - идею воспитания нравственной, духовной личности через национальную, эвенкийскую культуру. Ещё задолго до принятия Закона о национально - региональном компоненте каждый педагог по мере возможности, т.е. насколько позволяла тема урока, тема мероприятия, использовал в своей работе краеведческий материал, творчество эвенкийских поэтов и писателей, традиции народа, его фольклор. В современных социально - экономических условиях исчезают национальные ремесла, забываются обычаи, традиции и, самое главное, язык. А этого нельзя допустить, чтобы жизненная сила традиционной эвенкийской культуры иссякала, исчезла. Работая в этом направлении, педагоги стараются решать сразу несколько задач:
1) воспитание личностных качеств;
2) воспитание национального самосознания;
3) содействие сохранению традиционной культуры
В школе много лет уже преподается декоративно - прикладное искусство эвенков. Учителями школы Сафьянниковой Т.Н., Комбагир Н.К. было сделано очень много, т.к. никаких наработок в преподавании этого предмета тогда еще не было.
Школа - интернат - единственная средняя школа, где изучается эвенкийский язык как любой другой предмет учебного плана. Изначально вопросом преподавания эвенкийского языка в школе занималась Пикунова Зинаида Николаевна, кандидат педагогических наук. Ею были разработаны первые программы и методические пособия по эвенкийскому язык, подготовлены и изданы учебники и словари. Она была первым учителем эвенкийского языка в школе - интернате. Когда Зинаида Николаевна занялась полностью наукой, её дело продолжила выпускница Ленинградского педагогического института имени А. Герцена Чумак Н.И.
В школе - интернате, одной из первых школ округа, был введен третий час физической культуры, который используется для занятий национальными видами спорта. Спорт - это еще один повод для гордости за школу. Традиционно в школе - интернате одна из сильнейших спортивных команд округа. Вот уже шесть лет школа держит I место в окружных соревнованиях между учебными заведениями. Нам повезло, что среди нас вот уже более тридцати лет работает одержимый педагог, преданный своему делу, учитель физической культуры Волков В.А.
Как бы не менялась школьная жизнь, единица учебного процесса остается все той же: учитель - и его ученики, воспитатель и воспитуемый. История школы продолжается...
Обновленная версия истории школы: http://internat-tura.ucoz.ru/load/0-0-0-248-20