По страницам предметной недели…
Эстетическое воспитание на уроках русского языка связано с формированием у школьников определённого отношения к языку и речи, с усвоением учащимися способов выражения человеческих чувств, оценок действительности.
Основу гуманитарного, культурологического воспитания составляет правильное сочетание учебного и внеучебного общения.
Язык народа – это огромное национальное и общественное богатство. Его надо хранить и приумножать. Но чтобы овладение языком было результативным, важно, чтобы каждое новое поколение приобщалось к прошлому языка, его истории, поскольку в языке, как в зеркале, отражается весь путь развития народа, его характер, его понимание мира. Обращение к истории родного языка важно ещё и потому, что культурная традиция, идущая из глубины веков, помогает правильно понимать современные грамматические явления.
Проведение в школе – интернате «Недели русского языка» - это наша традиция. В подготовке принимали участие все лингвисты нашей школы и ученики. Заранее на методическом объединении учителей гуманитарного цикла был составлен план работы и предложен учащимся школы. Все учащиеся готовились по разным разделам языков: русского, английского и эвенкийского.
Большая часть учащихся нашей школы – это дети коренной национальности, поэтому много внимания приходится уделять воспитанию интереса к изучению русского языка
Одним из главных условий этого - интерес к предмету, который необходимо постоянно поддерживать как в учебной деятельности, так и во внеурочной.
С этой целью были проведены различные мероприятия по предметам гуманитарного цикла. Использовались разные методики и нестандартные формы работы.
Среди учащихся старших классов прошёл традиционный конкурс «Знатоки русского языка». К состязаниям готовились две команды, в состав которых вошли учащиеся с 5 по 11 классы. Каждая команда имела название, девиз, эмблему.
До конкурса, на заседании методобъединения, преподавателями – словесниками тщательно отбирались вопросы и задания. Для зрителей и болельщиков тоже были приготовлены увлекательные задания, вопросы, лингвистическая мозаика. Конкурс проводили ведущие – учащиеся 11 класса.
Все задания оценивало жюри.
Капитаны представили свои команды, и ведущие объявляют первый конкурс: «Заменить выражение одним словом». Например, Стержень для чистки оружия (шомпол), место соединения сшитых кусков (шов). Ребята очень быстро ответили на 10 вопросов этого конкурса.
Далее были конкурсы «Собери пословицу», «Нематематическая викторина», «Юный корректор», «Почему мы так говорим?», «Удивительная
этимология». Творческий конкурс «Живые картинки» (пантомимы), «Строители» (из букв-кирпичиков составьте как можно больше слов), «Говорим быстро и правильно» (скороговорки), «Пунктуационный портрет» (нарисовать портрет, используя только знаки препинания).
Увлекательным было задание по синтаксису. Надо было расставить правильно знаки препинания. Вот это задание:
« В минуту опасности один купец дал обет (обещание) Богу в случае избавления от беды «поставить статую золотую, пику держащую» Опасность миновала, купец постарался выполнить обет, хотя и жалко было столько денег отвалить. Однако резко сократить расходы ему всё - таки удалось. Назовите то, что помогло ему сэкономить.»
( он переставил в предложении запятую, и смысл изменился - Поставить статую, золотую пику держащую.
Используя подобные формы работы, мы не только решаем специальные
задачи своего предмета, но и формируем коммуникативную компетенцию учащихся. Учащиеся приходят к выводу, что язык не только универсальное средство общения людей, познания окружающего мира, национально-культурное наследие, но и эстетический феномен, способный вызвать языковое эстетическое чувство. В этом и уникальность языка.
Петрова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы |